- Святой
(евр. кадош) в самом глубоком смысле есть Бог, как абсолютно отделенный от всякого греха, как делающий только добро и ненавидящий зло. Израилю постоянно напоминается: «Будьте святы, ибо Я свят (Лев. 11:45; 19:2; Пс. 98:5,9; Ис. 6:3; Иоан. 17:11; Отк. 6:10)
Святыми называются в Ветхом Завете «народ Божий взятый в удел» — Израиль. (Дан. 8:24), а в Новом Завете — ученики Христовы, «святой народ» (1 Пет. 2:9), как отделенные от мира, соединенные со Христом и причастники Св. Духа (2 Кор. 5:21; 1 Фес. 3:13; 2 Фес. 1:10). Святыми называются также ангелы (Мат. 25:31; Отк. 14:10), пророки (Лук. 1:70; Ефес. 3: 5) и апостолы (Ефес. 3:5). В более широком значении слова святой и освященный употребляются по отношению к известным лицам, временам и предметам (без обозначения какого-либо их доброго качества), которые были посвящены Богу или употреблялись во время богослужения (Исх. 30:25; 31:14; Мат. 7:6; Лук. 2: 23). В Ис. 13:3 (евр. текст) наступающие на Вавилон индийские и персидские войска Господь называет: «Мои освященные», т.е. избранные Им для ведения Его священной войны. Впоследствии эти слова стали обозначать все разрешенное для употребления, или что-либо, прикосновение к чему не оскверняло человека. Так в 1 Кор. 7:14 говорится о смешанных браках: муж язычник освящается верующей женою, и жена язычница освящается верующим мужем; дети же христиан святы; в 1 Тим. 4:5 сказано, что пища освящается словом Божьим и молитвою. Срав. выражения «святые горы» (Пс. 86:1), «святые места» (Мат. 24:15; Деян. 6:13; 21: 28), «святой город» (Деян. 9:24; Мат. 4:5; 27:53), «святая гора» (2 Пет. 1: 18).
Словарь библейских имен. 2014.